Быково

 

Село Быково, Землянскаго уезда.

1882

    Село Быково, по преданию народному, приняло свое существование и название такъ. Въ начале местность населения Быкова находилась пустолежащею степью, въ которой обитали кочующие народы, но народному названию Хазары, смешанныя племена разныхъ народовъ; местность эта, по преданию народному, находилась въдикомъ степиомъ положении, съ дремучими лесами, огромными оврагами. 

    Около 200-хъ летъ назадъ тому, въ этой местности, первые выходцы изъ Тульской губерни, Мценскаго уезда, поселились Бояре Лутовиновы съ своими крестьянами, потомъ изъ разныхъ месть начали переселяться въ одно место столько изъ однодворценъ, что въ последствии времени составилось село, или большое население, и они обще съ бояра­ми въ 1700-хъ годахъ выстроили деревянную церковь, во имя Святыя Троицы, не по далеку поселения  духовныхъ лицъ, подъ названиемъ урочище Поповка и местность названного поселения, въ настоящее время,—подъцерковная земля-поповка же. Какъ поселились Поны, село же Быково, по преданию народному, приняло название по имеющемуся въ селении клю­чу воды, изъ коего, по протечении изъ него ручья, на про­тяжение около трехъ верстъ, ручей тотъ впалъ въ речку Быстрикь. Со временемъ, при умножении населения села Бы­кова, оно начало делать переселение но этой же необозримой степи; изъ коихъ народовъ, сделанныхъ переселений, образо­вались отдельпыя два села, первое—подъ названиемъ село Жерновецъ, а другое Бычёкъ. Въ последствии времени, обра­зовалась деревня Голоузовка, которая и ныне находится приходомъ въ село Быково, а первые два отдельными селами.

    Село Быково имеет население на ровномъ месте, и чрезъ него пролегаетъ проезжая дорога, съ Западной стороны изъ Стараго Оскола, Курской губернии, и изъ села ветвями про­легаетъ на Востокъ въ Воронежъ, на Северо востокъ—-Землянскъ и Елецъ, па Северо—Западъ въ Тимъ. Село Быково первона­чально принадлежало Белгородской губернии, Старооскольского уезда,—это видно изъ имеющейся грамоты, при церковной библиотеке 12-го мая 1768 года, потомъ оно причислено къ Воронежской губернии и Землянскому уезду, и отъ губернскаго города отстоит въ 90 верстахъ, а уездного г. Землянска въ 70 верстахъ.

История Церкви.

Въ селе Быкове выстроена вторая церковь, по свидетель­ству выданной 12-го мая 1768 года Белоградскимъ и Обоянскимъ Епископомъ Порфириемъ грамоты; изъ оной видно, что первая церковь пришла въ ветхость и въ следствие этого подано местнымъ священннкомь Иоанномъ и прихожанами капитанами Григориемь Черемисиновымъ и Михаиломъ Лутовиновымъ съ прочими. прошение: въ поданномъ прошении объяснено: „оная ихъ приходская Троицкая церковь оть давняго построения пришла въ ветхость, которую они, съ общаго всехъ, приходскихъ людей согласля намерены выстроить вновь во имя тоже, на другомъ удобномъ месте; на что и лесъ уже новый приготовлен. Въ следствие просьбы, прихожанамъ разрешено было выстроить вновь не новомъ месте деревянную церковь. По освящении Троицкая деревянная церковь имела свое существование съ 1768 года по 1847 годъ. По приходе церкви въ ветхость при­хожане съ общаго согласия и по возбуждению первоначально съ разрешения Епархиальнаго Начальства Архиепископа Антония Воронежскаго и Задонскаго приступили къ постройке камен­ной церкви, тоже во имя Пресвятой Троицы.  Бояринъ Коллежский Ассессоръ Алексей Александровичъ Лутовиновъ, который на свое иждивение капитала, па каменномь дпкаго камня фундаменте, начал строить потомъ изъ кирпича, выстроил выше оконъ, и за смертию его окончательная постройка окончена была на средства всехъ прихожанъ, находящихся въ приходе церкви села Быкова, деревень, хуторовъ и владельческихъ нмений, а именно: села Быкова, деревни Голоузовки, бывшей владельческаго имения Кичь-—Николаевки и Отрады, Грушке, Успенскихъ, Баранова—деревни Назарьевки, Корсаковыхъ деревин Дарьевки, Лутовиновыхъ—ныне Овсянниковой деревни, Лутовиновки, Анушкиныхъ деревни Белой и чистой Дубровы, хутора Елисеева, Вислика всехъ сословий, Крутаго верха Чекрыжевыхъ и Жиленкова, Николаевской Лутовиновыхъ. 

    Церковь каменная выстроена иа новомъ месте ровномъ, олтаремъ на востокъ, по плану четырехъ— гранная съ неболь- шимъ протяжениемъ трапезы и отъ трапезы возведена камен­ная одноэтажная колокольня, сводъ купола кирпичный и по оному крыша железная лнстоваго железа, окрашена зеленой краской, сверхъ купола въ виде яблока белой жести главка, въ ней водруженъ крестъ. Алтарь съ двумя углами, въ немъ три окна, въ церкви надъ боковыми дверми въ верху полукруглыя окна, съ каждой стороны дверей но два окна, въ трапезе по обе стороны ио одному окну, къ трапезе съ правой стороны пристроень чуланъ для хранения церковныхъ книгъ, старыхъ документов!, и вещей, съ левой северной части устроена ле­стница— всходъ на колокольню. Колокольня съ четырьмя пролетнымя окнами, входъ въ церковь съ трехъ сторонъ севера, юга и запада, двери эти дощатныя, обиты железомъ, съ обеихъ сторонъ окрашены зеленою краскою. На колокольне шпиль четырехъгранный, на ономъ изъ белаго железа яблоко и въ оное водружет» крестъ железный --высеребренный; на ко­локольне колоколовъ: большой одинъ праздничный, весомъ 62 пуда, будничный 22 пуда, три малыхь отъ пуда и до 16 фунтовъ. Кругомъ церкви деревянная ограда, окрашенная разными красками изъ дубоваго леса, решеткою; при церкви за оградою выстроена прихожанами для караула деревянная караульня дубоваго леса и съ рублеными сенями, въ ней три окна, въ сеняхъ рубленый чуланъ, покрыта она соломою съ глиною.

Внутренняя часть церкви

         Церковь внутри устроена къ виде квадратной палаты. Алтарь отделяется стенною аркою, трапеза къ томъ же виде, ниже настоящей, въ настоящей сводъ къ куполе четырехъ- грапнын, къ трапезе снодъ полукруглый, настоящая отделяется каменного стеною трапезы съ выведенною аркою; съ северной стороны и южной столярной работы съ стеклами внутреннИя двери, выходъ па паперть—внутри дверь изъ досокъ обитая листовымъ желЬзомъ, окрашена зеленою масляного краскою; стЬ- ны внутри оштукатурены, на сгЬнахъ расписано масляною краскою. По арке, отделяющей алтарь, устроенъ пконостасъ изъ сосноваго л Ьса, окрашенный белою краскою, верхняя часть полукруглою аркою и на ономъ места для нконъ съ позоло­ченными рамкими и степы украшены вызолочениою резьбою, трехъ ярусные; въ ннжнемъ ярусе ЦарскИя двери р'Ъзпой ра­боты, на нихъ въ средине Влаговещеш'е Пресвятыя Девы Ма- рИи въ двухъ круглыхъ рамкахъ; надъ царскими вратами Духъ Овитый, въ виде голубя—въ сИянИи; при церковныхъ вратахъ двЬ иконы: ио правую сторону икона Спасителя Вседержителя, по левую ВожИей Матери съ Предвечиымъ младепцемъ, об$ иконы въ серебряномъ окладе. На северныхъ дверяхъ изобра- жепъ Архангелъ Мнхаилъ, иотомъ икона Пресв. Троицы и къ клиросу икона Николая Чудотворца. На южныхъ дверяхъ изо­бражен!, Архангелъ ГаврИплъ, за нпмъ икона 1оанна Предтечи и къ левому клиросу икона Святителей Митрофана и Тихона Чудотворцевъ, надъ сею иконою къ круглой рамке икона Про­рока Давида; все эти иконы въ рнзахъ,— въ позолоченныхъ рамкахъ и каждая местная икона украшена позлащенными

полуколоннами.

Во второмъ пояси иконы.

Въ срединЬ икона Тайной вечери, но правую сторону Икона СретспИя Господня, Архангела Михаила и велнкомуч. Пантелеймона, АрхндИакона Стефана и мученицы АнастасИн. Но левую сторону иконы ВоздвиженИя честнаго -Креста Го­сподня, грехъ Святителей: ВасплИя Велнкаго, Григория Богослова и 1оанна Златоуста, Мученицы СофИн и трехъ дчерей ея. Все эти иконы въ мЬдныхъ рнзахъ и въ кИотахъ за стеклами.

Въ третьем полаь иконы.

Въ средине возстанИе изъ гроба Господа Бога и Спаса нашего иисуса Христа, ио правую сторону—икона Спасителя въ кИотЬ, въ мЬдиоИИ позлащенной ризе, въ ней меры шесть вершковъ, икона ВознесенИя Господия; по левую сторону— икона ЗиаменИя БожИей Матери, въ серебряной позлащенной риз-Ь, въ ней мЬры съ кИотомъ шесть вершковъ и икона ПреображенИя Господня въ мЬдной ризЬ и въ кИогЬ за стекломъ.

Въ полу цирку ли, подъ аркою.

Въ средине икона СошествИе Св. Духа на Апостоловъ; но правую сторону иконы—Крещеше Госнодне, Входъ Спасителя во Иерусллнмь и УсненИе Иресв. Девы Марш. Ио лЬвую сто­рону иконы Введения во храмъ Ирёсв. Богородицы, Рождества Христова, Рождества Иресв. Богородицы. Все эти шесть икопъ въ круглыхъ позлащенныхъ рамкахъ; весь пконосгась сим­метрично украшенъ позлащенною резьбою.

Иконы въ прочнхъ мгъециш Храма.

За правымъ клиросомъ икона священномучениковьВласИя и Мамонта въ кИот1;; за левымь клиросомъ икона Прор.Илш къ к юте.

Плащаница на скетломалинокомъ бархат!; безъ подкладки, обложена ио концамъ и кругомъ мишурною—ж ел та г о цвета бахрамою, пожертвована въ 1850 году; гробница столярной работы; съ дкухъ сторонъ но три медныхъ штукъ.

Престо лъ въ алтаре устроенъ изъ простаго дерева, устано­влен!»' на иолу, въ немъ меры 11 аршина въ длину, а въ ширину одпнъ аршинъ пять вершковъ, въ высоту одпнъ арш. три вершка.

Жертвенник г, деревянный, столярной работы ввид4 шкафа четырехъ—угольный; верхняя часть съ стеклянными растворами, нижняя съ деревянными дверками; въ верхней части внутри онаго моленИе о чаше. На горнемъ мЬсгЬ въ верху окна изобра- женъ на полотне Господь—се. Троица (Отецъ, Сынъ нсв.Духъ).

На правой стороне горняго места запрестольный крестъ, на .тЬвой икона КазанскИя БожИя Матери на нростыхъ дскахъ съ рукоятками.

Иконы въ трапезы и притворгь

Пара Хоругвей на штофной краснаго цвЬта матерИп, 1-я съ нзображешемъ на одной сгоропЬ ВоскресенИя Спасителя, на другой Св. Николая, 2-я Хоругвь съ нзображешемъ на одной стороне Крещешя Спасителя, на другой Пророка ИлИп и свяшенномученнка Никнфора, хоругви украшены золотыми цветами, но краямъ мишурною бахрамою; въ нижних!» разре­за ыхъ концахъ выбиты зановЬди—бЬлаго фона; а въ среднихъ ЕвангелИя.

Подсвтниковъ медныхъ носеребряныхъ двенадцать, а именно:

а)      Запрестольный семисв1)щнпкъ, вънемъ весу одпнъ пудъ.

б)      Два подсвечника иредъ местными иконами, въ нихъ весу по 20 фунтовъ въ каждомь.

в)      Два подсвКчника иредъ иконами за пракымъ и .тЬвымъ клиросами, въ нихъ весу по 20 фунтовъ.

г)       Четыре подсвечника иредъ икоиамп къ разныхъ мЬстахъ храма, въ нихъ вЬсу по 14 фунтовъ.

д)      Три подсвечника выпоеныхъ, въ нихъ ъ'Ьеу ио 8 фун.

е)      Среди церкви люстра мЬдная. носеребряная въ два яруса, въ ней весу 1 нудь.

Опись Ризницы.

Евангелгя. 1) На ЛлександрИйской бумаге въ бархатном ь ма- лииовомъ переплете, въ длину дзЬ четверти съ иолвершкомъ, въ ши­рину 5'/2 вершковь, верхняя доска обложена серебромъ и нозлаще на, на ней въ средине изображение ВоскросеиИя Христова, въ верху св. Духъ, ио угламъ четыре Евангелиста, по правой и левой сгоронамъ штуки въ виде цв1>товъ, все чеканной работы и четыре внизу знаковъ; на нижней доске въ средний крестъ, но угламъ звездочки серебряныя—позлащен ныл и две на цемъ серебряныя защепки; ЕвангелИе это напечатано 1803 года.

Въ листе на простой бумаге въ медномъ окладе, 1779 года.

Въ 8 долю листа вг иолубархатномъ переплете, па верхнсИИ доске пять штукъ медиыхъ

Папрестольные кресты.

Крести серебряный, чеканной работы, внизу на руч­ке три пробныхъ знака, къ немъ весу 46 зол.

Крестъ медный съ пзображенИемь въ средине РасПятИя Господня, въ верху Бога Саваофа, въ низу Адамовой головы.

Священно-служебные сосуды.

1. а) Серебряный вызлощенный иотнръ гладкИй, и въ верху на немъ изображены: Спаситель, Вож1л Матерь, 1оаннъ Боюсловъ, 1788 года, въ немъ весу 86 золог.

б) Днркосъ серебряный—позлащенный, гладкий, въ средние па немъ пзображенъ Христосъ, окруженный Ангелами, въ верху св. Духъ, въ немъ весу 33 золотника

к) Звездица серебряная—вызлощенная, устроена 1788 года; въ ней кЬсу 11 золотниковъ.

г; Лжица серебряная—вызлощенная съ двумя на ручке пробными знаками; къ ней несу 9 золотниковъ.

д) Дв-& тарелочки серебряныя, сверху позлащенный; 1-я съ пзображешемъ креста съ четырьмя но краямъ знаками 1784 года; къ ней «гЬсу 9'/, золотника; 2-я съ темъ же пзображешемъ, съ пятыо по краямъ знаками 1787 года, въ пей весу 9'/2 золотниковъ.

2) Серебряный вызлощенный потирь, въ немъ весу одннъ фунтъ 41 золот. 84-й пробы.

б) При немъдискосъ, звездица и лжица серебряныя вызло- щенныя 84 пробы, въ нихъ весу восемьдесятъ три золотника.

Ковчеа серебряный, позлащенный, вверху па немъ изображено Воскресение Господне съ сИянИемъ позлащенпымъ, чеканной работы, въ средине треугольникъ съ сИяшемъ; на кресгЬ распятИе съ предстоящими БожИею МатерИю, Ъанномъ Вогословомъ, но бокамъ два Ангела резные, внизу положение во гробъ подъчерныо. На задней стороне въ средине изобра­жено: КрестьиСпаситель молящИйся. черновой работы, внутри его вызлощенный сосудецъ, устроенъ 1797 года, внутри ковче­жца на дне два, вверху два, на подножИи на краю четыре, на ножкахъ ио одному пробныхъ знак», въ немъ вЬсу два фунта семнадцать золотниковъ.

Дароносица съ ирнборомъ серебряная, верхняя доска позлащена, на крышке изображено раснятИе съ предстоящими БожИею МатерИю и 1оанномъ Богословымъ, въ ней весу 37'/2 золотниковъ.

Кидало серебряное 84 пробы, въ немъ в!:су 86 золо­тниковъ; пожертвовано помещнкомъ подпоручнкомъ Иваномъ Хорохордннымъ, въ 1853-мъ году.

Кадило мЬдное, въ немъ весу 81 золотнпкъ.

1) Ктшъ для вливангн теплоты серебряный, въ немъ весу 17-ть золотниковъ.

Укщопникъ для согреванИя коды, изъ красной меди, внутри иолуженный, въ немъ весу полтора фунта.

Купель медная, въ средине вылуженная

Сосудь для освящешя хлЫовь желтой меди, посеребрен­ный съ тремя ковчежцами, пожертвованный въ 1850 году.

Сосудъ для водоосвященИя мЬдный, полуженный, въ немъ весу 11 фунтовъ 25 золотниковъ.

Опись книгохранилища и письмсности.

БиблИя ветхаго и новаго завета, въ две четверти листа 1751 года, въ кожаномъ переплете.

Новый заветъ на русскомъ наре.чИи, изданИе второе 1862 г.

ДеянИя и Послашя св. Апостоловъ съ Аиокалипспсомъ на русскомъ наречИн, нзданПе первое 1862 года.

Слова Преподобнаго отца нашего МакарИя Египетскаго 1817 г.

Святаго отца нашего Тихона Епископа Воронежскаго и Елецкаго Сокровище Духовное, отъ мИра собираемое, въ двухъ частяхъ 1862 года.

Беседы о мнпмомъ старообрядчестве АрхИеннскона Игна- тИя 1848-го года.

Рождество Господа нашего Хисуса Христа, ио изобра­жению въ ЕвангелИн, пророчествах!» и церкви, 1846 года.

Речи Христолюбивому воинству донскому 1845 года.

Новая Скрижаль, изданИе второе 1806 года.

Примечания къ «ртешю и толкованию Се. ПнсанИя нреоси. ИгнатИя 1843 года.

ЧтенИя о Се. Первоеерховномъ Апостоле Петре, АрхИепи- скона ИгиатИя 1849 года.

О Таннствахъ Единой Святой СоборноИИ и Апостольской церкви, АрхИенпекона ИгнатИя 1849 года.

Пастырское БогословИе Архимандрита Кирилла. ИзданИе второе 1854 года.

Темы для иоученИй къ простому народу 1858 года.

Богоблужебные каноны на русскомъ парЬчИи, изданные Профессоромъ С. Петербургской Д. АкадемИи Евграфомъ Ловягпнымъ 1861 года.

Завещание Святителя и Чудотворца Мигрофапа 1-го, Епископа Воронежскаго. Благочестикыя размышления. ИзданИе третье 1859 года.

ИоученИя при скятыхъ мощахъ Скятителя и Чудотворца Митрофана Воронежскаго, 1848 года.

Слова ко время губительной болезни 1848 года. СобранИе поучешп на дни Воскресные и Праздничные и дни Св. Четыредесятницы, томъ 1-й, издан И е 1853 года.

ИоученИя, избрапныя отъ Свята го и огь многихъ Святыхъ Божественныхъ иисанИй и въ неделю Нровозвестную и въ другИя недели и недели Св. Четыредесятницы 1785 года.

Православное исповеданИе Каеолической и Апостольской церкви восточной, 1831 года.

О иравославномъ Богослужешп Беседы АрхИепископа

ИгнатИя. 1848 года.

О истинномъ сердечномъ иокаянИи на основании слова

БожИя 1853 года.

Приветственное слово къ Воронежской пастве Пароешя

АрхИепископа 1850 года.

Слова нриходскаго священника къ своей наствЬ, Вологда,

на велпкИе праздники. 1855 года.

Беседы о седми Спасптельныхъ Таинствахъ Православной

Каеолпческой церкви, ЕвсевИя Епископа Иркутскаго, 1857 г.

ВесЬды въ воспоминание празднуемыхъ ЦерковИю священ-

ныхъ и великихъ событИй, 1857 года.

УтЪшеше въ скорби и бо.гЬзии, ЕвсевИя Епископа Самар-

сого 1853 года.

Иоучелпя Православнаго священника къ своимъ прихо-

жанамъ 1860 года-.

БесЬды въ воспоминание древнихъ священныхъ событИй и

ирнснопамятныхъ лицъ, пропзнесенныя на Воскресныхъ

всенощныхъ бденИяхъ 1862 года.

         Объяснение БогослуженИя Се. Православной церкви, По ученИя священника къ свонмъ духовымъ дЬтямь, часть 1-я,— 1862 года.

О вере и жизни Христианской,:изданИе 3-е 1861 года.

Доучеше, по оскященИи храма въ Воронежскомъ тюрем- номъ замке, сказанное 1оснфомъ, Енискоиомъ Воронежскимъ и Задонскимъ, 1858 года.

О воспоминании Высоконгкосвященньйшаго ИгнатИя Ар­хИепископа Воронежскаго и Задонскаго. СочнненИе Архиман­дрита Ирннея, 1851 года.

Примеры благочестИя изъ жнтИй Святыхъ В. В., изданИе четвертое 1862 года.

ЖитИе, иже во святыхъ Отца нашего Тихона, Епископа Боронежскаю и всея РоссИи Чудотворца, для народнаго чте- ш'я. 1862 года.

Хозяйственные документы, какъ планы и тому подобное.

Храмозданная грамота 18Н8 года.

Иланъ и Фасадъ церкви 1838 года.

Фасадъ Иконостаса.

Приложение къ Статистическому описанИю церкви села Быкова, съ деревнями и хуторами съ ихъ иредм'ЬстИями, въ ономъ показания местностей носеленИя владельцев!» и крестьянъ.

1) Паселенге села Ныкова. По народ. преданИю, первона­чально оно населено выходцами Тульской губернИн, Мценскаго у'Ьзда, между коими известны однодворцы Жиленковы, Чере- мнсиновы; население въ начале было но «безыменному логу« къ юго-востоку, около этого лога, по обе стороны они посе­лились, и какъ отъ головища лога былъ безымяниый родникъ, то они устроили плотину для набора воды и водопоя скота, который но времени образовался хорошимъ прудомъ; ключъже, отъ чего получило назваиИе Быково, находился въ конце села; изъ него протекала, ручей но лугу, между дремучнмъ лесомъ, въ которомъ, какъ передавали старинные люди, водились звери: медведи, волки, лисицы, дикИя козы,, свиньи и разные мелкИо звери и разнаго рода птицы. По мере умножения населения образовалось большое село, почему, по стеснительному поло женИю, изъ онаго сделано два переселения—Бычекъ, въ раз- стоянИн 12 верстъ—и Жерновецъ —10 верстъ; потомъспустя много времени отъ села Быкова поселилась верстахъ нъ 3-хъ на северо-востокъ Голоузовка; первыя два села Бычекъ и Жер­новецъ самостоятельными селами, въ нихъ имеются церкви; въ БыковЬ два кладбища, первое съ незапамятныхъ времеиъ, оно принадлежало къ первой деревянной церкви. Второе на выгонномъ мЬсте, съ двухъ сторонъ прилегаегь къ усадьбамъ крестьянъ, а две стороны къ выгону,— то место, где была вторая церковь деревянная, выстроенная въ 1768 году. Па семъ кладбище есть памятники изъ белаго дикаго камня и литые изъ чугуна съ позлащенными крестами; кладбище обнесено землянымъ валомъ. Отъ Быкова, но пролегающей дороге въ Голоузовку въ протяжение версты полторы, на самой дороге существовало озеро, нодъ названИямъ Олымь, ио озеру росъ камышъ и куга, въ немъ водились птицы разнаго рода; изъ этого озера вытекала речка, нодъ названИемъ Олымь; ныне это озеро пересохло и распахано.

2) Деревня Гояоузовка. Первоначальное население на сЬверо—востокъ, местность ея поселенИя, ио древнему раска- зу, по обе стороны лога, обросшаго лЪсомъ, въ ономъ логу много было родниковъ, изъ коихь образовалось три наливчн- тыхъ пруда, которые и доселе существуютъ въ болыиомъ раз­мерь; въ даче Голоузовки, въ трехъ верстахъ—близь ското­прогонной гороги, пролегающей въ городъ Ливны Орловской губернИн, находилось озеро; по разсказамъ старыхъ людей, оно простиралось на '/, версты, и около береговъ имело растете камыша и куги; въ ономъ водились водяныя птицы: гуси, журавли и утки. Ныне сказанное озеро, отъ давняго времени и населения народа, высохло и запахано, и им Ьегь только одинъ въ самомъ маломъ разм'1фе [гризракъ озера.

         Хуторъ—крутой логъ на востокъ, иринадлежптъ къ приходу села Быкова, въ разстоянИп пяти верстъ; въ этомъ логу,-по преданИю древнихъ разсказовъ народныхъ. находился стань разбой ни ко въ и содержатель быль въ ономъ атамань Кудояръ. Эта местность въ 1792 году, по размежеванИи, досталась во владение боярина Аристарха УлИановича Измал- кова. Достопримечательнаго и въ этой местности не осталось. Въ настоящее время местность заселена владельцами Чекрыжевыми и Жнленковымн, у нихъ на логу устроены два пруда.

Николаевский, лежащИй на юго—востокъ, принадлежит!» ьъ прнходз* Быкова, онънаименованъ и произведен!» бояриномъ Николаемъ ЕмелИановичемъ Лутовнноиымъ на отрезанномъ Быковской даче въ 1792 году въ особннке окруженъ; съ одной сто­роны лесомъ, съ другой полемъ. по средине логъ, нодъ назва- шемъ олымь, где сущесткуетъ прудъ. и более нЬ-гь древностей.

Деревин Отрада, Назарьевка н Ннколаевка, первона­чально принадлежали боярину Алексею Васильевичу Гриневу, который, но отрезе въ быковской даче въ 1792 году особни- ка, устроилъ носелеше въ дикомъ степномъ мЬсгЬ; эти имЬ- нИя перешли ныне, ио наследству, Генеральше СофИп Нико-

® лаевн'ЬКнчь, КанитаннгЬ АгрипинЬ Ивановне Грушке, НГтабсъ— ротмнрше ЕвдокИн Ивановне Усиеиской и Павлу Алексеевичу Баранову; въ настоящее время оныя деревни принадлежать нриходомъ къ Быкову и им Ьють растояше отъ церкви три версты; особыхъ достопрпмечательныхъ древностей въ этой местности петь, кроме только того, что доселе остались дубы днухъ— охватные.

Деревня Лутовпповка, первоначально, по отрезу 1792 году особника дачи БыковскоИИ, где первое названИе было Поповка, бывшее население духовныхъ лицъ, гораздо ранее до 1792 года. Но устройстве деревяппой церкви 1768 года, оно досталось во владеш'е боярину Александру Никитичу Лутови- нову, каковое паселенИе устроено на означенномъ логу, на

ономъ устроеш, прудъ и былъ съ одной стороны лЬсъ; оное именИе въ настоящее время перешло Штабсъ—Каиитанше Юл И и ГавриловнеОвсяиниковой. Особыхъ достопримечательных!, древностей местность не показываете; она смежна съ Быконымъ.

Деревня Висликъ, по назиашю впслипскаго лога, ко­торый въ древности былъ обросшимъ густымъ лесомъ, близь лога были обшнрныя поляны ио обе стороны; на оныхъ устроено население боярпномъ Захаромъ ВаснлИевпчемь Карса- ковымъ съ восточной стороны лога; потомъ, какъ местность была дикоиорожняя, съ этой же стороны сделалъ население къ самому логу однодворецъ ВаснлИй 1акоелееъ Голоеннъ, вслед», за нимъ тоже однодворецъ Борисъ Андреевъ Лутовиновъ поселился съ заиадиой стороны; они былн выходцы Мценскаго уезда, Тульской губернИн, которые на этомъ логу для кодоноя устроили земляную плотину, для набора воды, п въ последствии времени образовался большой прудъ; за лесомъ этимъ на востокъ, огромное было ровное степное пространств съ мелки­ми озерами; эта местность примыкала къ селу Быкову, въ разстояши полугоры версты; въ последствии времени местность эта перешла во владЬиИе разныхъ сословий и города, и посте­пенно окружающие вислый логъ леса истребились и только остатки нризнакокъ видны въ нЬкоторыхъ местахъ—лесные пни, и мелкорастущИй лЬсъ и въ илохомъ состоянИи прудъ въ нересохшемъ виде отъ затягпваш'яземлею. площадь же равнины степи почти вся заселена. —въ ней примерно осталось не более 10 десятипъ, нодъ пасбнще скота—нодъ названИемъ выгоиъ.

Деревня белая на юго—востокъ и востокъ, ио древнему разсказу народа, местность эта принадлежала однодворцу Исаю Флорову вед ори ну, южная часть и восточная—боярине ЕвдокИе Мнтрофановие ЛутоенноиоИИ; между этими населениями, отде­ляющий носеленИя Оедорниа и Лутовиновой огромный оврагъ, на иротяжешс къ Быкову логу на четверть версты, въ немъ былъустроенъ прудъ водопоя, каковая местпосгь окружена съ обеихъ сторонъ густымъ лесомъ съ лесными полянами, въ последствии времени бедорпна владение перешло къ поручику Ивану Антоновичу Белову; отъ чего произошло названИе—деревня БЬлая, какъ онъ поселнлъ крестьянъ и оная перешла во владенИе Анушкпныхъ;одинъ изъ Аиушкиныхъ поселплъ крестьянъ въ деревне Чистой дуброве, и назвалъ по лесному урочищу— Дуброва.

Деревня Елисеева, съ восточной стороны оврага, при­няла названИе ио переходе владешя Лутовиповой къ Елисееву, которымъ устроено крестьянское поселенИе; въ настоящее время около оврага лесъ истребленъ и въ овраге прудъ отъ неиоддер- жки владельцами высохъ и не имеетъ существования. За иоселенИемъ владешя Апушкиныць къ югу была ровная степь, а къ востоку огромный лесъ съ двумя отвершками, впадающими въ Быковъ логъ. Эта местность, по разсказу старыхъ людей, заселена была первыми выходцами, перешедшими съ своими крестьянами, Мценскаго уезда, Тульской губернИи боярами Ангономъ и Никитою Петровичами Лутовиновымп; далеко прежде до ноявленИя села Быкова, въ означенномъ лесу водились звери: медведи, волки, лисицы, козы дикИя и свиньи. Въ настоящее время степь распахана, леса истреблены, и на опой местности обитаютъ народы разныхъ сословий; преж- нихъ же владе.тьцевъ иоселенИе именовалась Дубровкою.

Деревня Дарьевка, на северо—востокъ въ степномъ месть, первоначальное владенИе но отрезке изъ Быковской дачи 1792 года боярину Захару ВасилИевпчу Карсакову осо­бняка, онъ устроплъ хуторъ Карсаковъ, и въ его даче нахо­дился логъ, въ которомъ устроплъ прудъ для водопоя скота. Хуторъ Карсаковъ перешелъ во владенИе владЬльцамъ Кузи­ной и КоратЬевой; они поселили крестьянъ и назвали дерев­ню Дарьевкою; она иринадлежптъ ириходомъ въ селу Быко­ву въ разстоянИи семи верстъ.

НримьчапИе. Все эти деревни, хутора и мелкИя поселешя принадлежать ириходомъ къ селу Быкову Троицкой церкви;

живущИе въ нихъ принадлежать къ Православной Каоолнческой церкви; народъ ко всехъ деревияхъ. хуторахъ, мелкихъ поселеш- яхъ н самомъ селе Быкове самаго чистаго русского нарЬчИя, • склонный къ образованию иынешняго времени, имеегь веселый вилъи мягкИй характере. Но.пэд среды всего Быковскаго прихо­да выдается деревня Голоузовдса; поселившийся въ ней народъ, хотя принадлежип, Православной в!.рЬ, но имеегь видь суровый, грубое наречИе, и ие имееть склонности къ образовании настоя-

зда^времени. оннаоттИ вшгЪ'вг.л гЪохэаоп он эшйи.есн вод

И*)ЛЯ О 1Г! [>Г> 4Н'1 А'' > 1Т' к '«А   ^п ; '}ЧГ1М         {{»'*)'/ Лл%/КГ/УГО/!

Грамота на построенге второй церкви.

(.мирпшмн НорФирш БожИеш милостпо Еписконъ Г>1»ло

градскпи п Ойоннскм.

         Дана щ храмозданная грамота ЕиархИи нашей Старо- оско.тьскаю уезда села Быкова Троицкой церкви священнику Гоацру и ирихожанамъ кацитанамь ГригорИю Черемнсинову, Мнхайле Лутовннову съ товарищи: Понеже сего мая 12 дня намъ Преосвященному Епископу вподлиномъ о нихъ проше- шн объявлено, оная нхъ приходская Троицкая церковь отъ давнего ностроенИя пришла въ ветхость, которую они со обще­го всехъ ирнходскихъ людей согласИя намерены строить вновь во имя тойже на другомь удобномъ месть, на что и лесъ уже новый нрпготовленъ, и просили опую нхъ приходскую церковь повелеть вновь перестроить на другомъ удобномъ месте нашего размотрЬшя: и Мы Преосвященный Еписконъ слушали того ирошенИягН благословили: въ ономъ се.тЬ Быкове объявленную обветшавшую церковь вновь вирежнее имянова- нде онымъ просителям». на удобномъ месте но чину восточныя церкви перестроить и но нерестроенИп тоя церковь икоиостасомъ и Святыми пкоиами и нрочимъ церковнымъ благолеиИемъ убрать какъ сиятыя, правила и церковц.ыд уставы .повелевая пр нодобИю другихъ грекоросс!Й<;кнхъ церквей, и святы я иконы кои къ прежним», имеють быть вирпбавокъ, тако вые все написаны были самыхъ добрыхъ искусныхь изогра-^ фомь но Греческому обыкНовешю съ сложенИи йерстонъ какъ благослокятихъ такъ и съ молящихся все былобъ изображено но нредашю грейороссИИИскИя ЦёрКви, а не порасколышчески и сосудами церковными сребренными, а по нужде изъ чпстаго олбва, и олтарнымн одеждами, и священно-служительскими облаченИи, хотя шелковыя, также и книгами нопоисправленными всего круга церковиаго сподписанИеМъ по листа мъ на имя тоя церкви сдовольствова, въ томъ числе чтобъ были катихизисъ или православное нсиовГ.данИе, букварь, и усгавъ церковный, и престоле построить по указапной м!.ре пронорцИальноГ1 а имен­но: ввышину не менее аршина шести вершковъ и сажени, вдлпиу не мен1;е -'а:ршииа восьми вершковъ, витрину аршина четырехъ верш., и жертиенникъ на .востокь. Ио совершенномъ же тоя церкви построении съ приготовлешя всего нрпличест- вующаго ко освященИю и но обнеСешн тоя церкви съ кладби­ща и оградою по подлежащему тое новосозданную церковь Старооскольскому Духовному Правлетю освид-Ьтельствова. все- лн къ ней въ силу сей храмозданной грамоте устроепо; и всемъ иредипсанпыхъ въ удовольствии, и оградою обнесша, и ио освидетельствовании со обстоятельством!» описать; и при- томъ тоя церкви священно-и це]жовно служителей взять нис- менное обязательство всяль определенная ктоИИ церкви сна­чала строеш'я нашейная церковная земля и иокосъ, въ не огъемлемомъ у нихъ владепИи и кой и кое число и сколь­ко при той церкви впрпходе какова звапИя дворовъ, и вннхъ обоего пола дунгь имеется, и то обязательство купно со оною описью прислать къ памъ, и ежели та церковь все вншепнсан- ныхъ явится во удовольствие, то о ОскященИи оной просить тогда насъ но совершенномъ той обветшавшей церкви вновь норостроепИи о ста йн ее негодное дерево употребить на печете иросфоръ, Вы вша же внутрь самаго стола олтаря не годеиъ лъсъ близь реки сожещи и пепелъ въ сыпать въ речную бы­строту, а о кроме того ни на ;что онаго не употреблять; и по

— 496 —

разобранИн оной обветшавшей церккн на иод престо ль но мъ съ клодезномъ месгЬ поставя столбецъ и на нихъ для признанИя водрузи крестъ, да и оное яко съ прежде освященное мЬсго Богу, ногамъ человеческимъ напираемо не было.

Писана въ Вело граде вдомк нашемъ, майя 12 дня 1768 года. Вместо подписи сей грамоты Преосиященнаго Епископа приложена большего размера круглая печать, съ изображснИемъ на оной благословляющей ручки. Л* 23.

Землян, у. села Быкова Св. Николай Патрщкгй.