страничка летописи моего села

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 

 

страничка летописи моего села

 

Первые поселения на запольных не распаханных землях появились в начале прошлого века. Крестьяне соседствующего села Ольшанки Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии пригоняли сюда, на не­распаханные земли пасти отары овец. А потом стали переселять и свои дворы.

Среди первых поселенцев Елфимовы и Назарьевы. Всего четыре двора. Поселение стало называться Ольшанским хутором. Это название мы видим на карте военных действий в ноябре 1919 года насту­плении конного корпуса Буденого С.М. на белогвардейцев в Касторенской операции.

Сохранилось народное предание о более древнем времени, о том, что здесь на больших площадях были сплошные болота, поросшие ка­мышом будто бы в этих болотах погиб один из отрядов приазовских татар, делавших грабительские набеги на русские земли. Их засосала топь, из которой не выбрались ни кони ни люди. Подобные места сохранились и до ныне восточнее деревни Николаевки. А на возвышенных местах росла густая трава, которая служила отличным кормом для овец и другого скота.

            Первые поселенцы по прежнему называли себя ольшанцами. Перепись населения в 1859 году размежевала их. Разграниченный хутор преобрел самостоятельность и попал в разряд деревень. Рядом Гвоздевка (время возникновения примерно 1923 год), Кочановка (время возникновения примерно 1912 год была построена водокачка для спирт завода), , все они были Ольшанской волости Нижнеде­вицкого уезда, Воронежской губернии. Семичевка- Петровка (время возникновения примерно 1700 годы), Хохлы (время возникновения примерно 1930 год в период репрессий),  Васильевка-Камынино (время возникновения примерно 1700 годы).   Деревни назывались по именам первопоселенцев и владельцев. А Олым по имени протекавшей здесь реки.

            Земли Олыми граничили с владениями помещика Суковкина. И часто скот с "одной и с другой стороны перебегал невидимую границу. Тогда Суковкин приказал своим холопам вырыть по границе земель глу­бокий ров, который стали называть барскими окопами. При рытье траншей были найдены оленьи рога. Возможно эти животные водились в нашей местности или же шли запряженные по сухопутному пути из Кие­ва в булгар на Волге.

            В 1897г в селе Олым воздвигли церковь. В её строительстве принимал участие плотник из соседнего села Василий Тихонович Морозов отец известного нам буденовца Александра Тихоновича Морозова. Запомнили жители и первого священника - отец Николай (Николай Михайлович Аскоченский).

            В том же 1897году была открыта церковно приходская школа, а в на­чале века построено небольшое деревянное здание для начальной школы. В числе строительной артели работал местный плотник Гонча­ров Иван Кузьмич. В школе обучалось 26 мальчиков и четыре девочки. Первыми учителями были Александра Савельевна и Варвара Григорьевна из Воронежа и священник - отец Николай.

            В 1905 г.трех классную школу окончил Битюцких Андрей Андреевич В 20-30 г он работал фельдшером в медпункте села Олым.

            В период первой русской революции подверглись аресту учительница школы этого села Мария Евгеньевна, как политически неблагонадежная.

            Суковкино владельческая деревня помещика Суковкина. В 1859-61гг.-23 двора-усадеб, с населением 278 душ мужского и женского населения.

            В 1912 году построен Суковкиным винокуренный завод. Национали­зирован в 1917 году. Продолжал работать до июня 1942 года. Разграблен в период оккупации (июнь1942 2 январь1943гг) Ныне на территории его бывшего владения - Краснознаменное среднее профес­сиональное училище №11 а потом № 32, где для села готовят кадры механизаторов широкого профиля, шоферов. С 1897года рядом станция Суковкино. В 2019 году осенью здание бывшего спиртзавода, впоследствии училище, разрушили а кирпич вывезен на дороги.  

            И это все, о чем говорит летопись. А если вдуматься - четыре двора! Тогда-то и понадоби­лись мужество хлебороба, отвага целинника, уме­ние плотника, сила духа, желание и умение сделать все! А умели наши деды именно все.

            Была, рассказывают старожилы, семья Корольковых. Отец их Иван Гаврилович, сыновья Андрей, Иван, Аким, Василий, Павел, Мирон, дочери Анаста­сия и Александра. Своими руками построили они две ветряных мельницы, рушку обрушивать просо и подсолнечник, маслобойню, горнило для изготов­ления собственными руками кирпича. На том месте и где сейчас кладбище, отец со старшими сыновья­ми построил бревенчатый сарай где стал делать кирпичи для храма. Для храма кирпич изготавлива­ли и его двоюродные братья из которых помнят только Королькова Сергея Гавриловича, он стал ктитором церкви. Умел, рассказывают, валять валенки

Я и не представляла, каким тяжелым было это за­нятие: сначала били шерсть воловьей жилой, которая разбрасывала шерсть, растряхивала её по волосочку, выбивала пыль и грязь. После долго и нудно валяли по столу завернутую в холстину, пересыпанную ржаной мукой, слегка смоченную при этом водой. Валяли пока не получался непослушный свежеполученный войлок, ко­торому придавали форму и опять валяли до немоты в руках. И это получался только полуфабрикат! Его ещё морили в купоросе, парили в кипятке, охаживали железным прутом, обкатывали деревянным рублём, сушили на жаркой печи, после сушки их "брили" и "осмаливали" -вертели над огнем.

            Принимали участие в строительстве храма Елфимов Василий Иванович - плотник и Астанков Андриан Васильевич. До сих пор стоит километрах в трех от церкви бревенчатый домик построенный Василием Ивановичем. После революции в нем была организована школа, где учились сельские дети.

            Рассказывают, вокруг дома всегда стояло много телег, умел он делать и чинить колеса. Имел собствен­ную колбасню, поля и гектаров пять садов. В те време­на

на у многих были сады ,причем большие.

            Чего только не умели наши деды - и дом постро­ить, и землю обработать, и одеться, и обуться!

            Изготовление одежды, прядение и ткачество, были повседневным рукоделием всех женщин. Благода­ря самим женщинам наряды становились подлинными произведениями искусства-раскрывающими характер русского народа, его талант й могучий творческий дух, высокоразвитое чувство красоты. Чудесна сама природа художественного творчества, безгранична одаренность народа, пробивавшаяся сквозь горе и нужду женской доли. Смотрю на старинные костюмы и вижу да, это чудо! О чуде, говорит эта панева. Но она говорит лиш тому, кто хочет и умеет её слушать, в ком живет чувство прекрасного. Кто знает и любит культуру русского народа и по праву гордится её прошлым и настоящим. И если вы хотите сказать о бесхитростном украшении наряда, то я думая о том сколько нужно силы воли, умения труда самому выткать кусок полотна, выбелить его окрасить, сшить, украсить биссерными цветными стекляшками, блестя­щими пластинками, вывязать ажур, вышить арнамент.

            Скупы сведения о мастерицах и все-же можно назвать здесь имена тех, кто не позволяет забыть о старой исчзающей традиции шитья и вышывания.

            Среди тех ,кто продолжает традиции села Алехина Анна Степановна. Не смотря на свой пре­клонный возраст до сих пор не выпускает она из рук свое рукоделие. Мир настоящих увлечений всегда инте­ресен и содержателен. И правильно сказано : лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Вгляди­тесь внимательно в представленные в фотоснимках изделия - это не мертвая археология, а живое наследие, самобытность национальной культуры русского народа.